Приветствую вас! Благодарю всех, кто заглядывает ко мне в гости и на встречи на моей рукодельной кухне, и сюда, на чашечку English Tea;) Рада всем знакомым, старым друзьям и новым подписчикам! Если желаете быть в курсе моих англо-новостей, подписывайтесь и добавляйтесь в читатели. Гаджет - слева на панельке)))

По ярлыкам можно посмотреть избранную информацию для учителей, учеников и их родителей. В верхнем меню вы найдете кое-что ОБО МНЕ, некоторые ПОЛЕЗНОСТИ (в т.ч. нормативно-правовые документы) и информацию о моих ДОСТИЖЕНИЯХ в профессиональной сфере.

среда, 13 июня 2018 г.

Лэпбук как реальное средство реализации ФГОС (презентация)


Всем доброе утро! Потихоньку разгребаю завалы материала, который нужно и хотелось бы опубликовать в учительском блоге. Сегодня - презентация с методического семинара в рамках Республиканского профессионального конкурса «Учитель Года 2018». Как я уже писала, я стала призером конкурса, а на методическом семинаре "зажгла" со своими лэпбуками))))

Полностью презентацию одним файлом можно скачать в моем учительском кабинете на портале "Инфоурок": презентация + пояснительная записка. Если будут трудности, пишите мне на почту nbalabanchuk@mail.ru. 


Лэпбук как реальное средство реализации ФГОС

В условиях реализации нового федерального государственного общеобразовательного стандарта учителю приходится искать новые прогрессивные методы обучения, которые соответствуют целям и требованиям ФГОС. При этом помним, что одним из важных аспектов нашего современного образования является задача научить ребенка учиться самому и овладеть навыками практического применения знаний в жизни. 

Среди разных способов достижения этой цели я выделяю для себя работу с лэпбуками – от создания до выполнения практических упражнений по лэпбуку.

Что такое лэпбук (lapbook)? Слайд 2.

Итак, что же такое лэпбук? Лэпбук в переводе с английского означает «книга на коленях» (lap- колени и book-книга). Это интерактивная папка, которая умещается на коленях для работы с ней. Общепринятый в международном сообществе формат лэпбука – А4 в сложенном виде, сделанный из листа А3.

Внутри папки находятся различные интерактивные элементы: кармашки, книжки, раскладушки, лепестки, веерочки, складывающиеся, двигающиеся, крутящиеся элементы. На самих элементах или внутри них расположена информация по определенной теме. 
Лэпбук – это конденсированный вариант «шпаргалки» по любой теме, предмету. 


Концепция лэпбукинга. Слайд 3.

Чтобы понять концепцию лэпбукинга, важно заглянуть в историю возникновения термина и проанализировать саму систему работы этого метода.

Лэпбукинг является отраслью CLIL-технологии (Content and Language Integrated Learning – Предметно-языковое интегрированное обучение), когда какой-то школьный предмет преподается на иностранном языке. Т.е. иностранный язык в таком контексте выступает не как цель обучения, а как средство для изучения другого материала.

Конкретно касаемо лэпбуков CLIL-технология применяется для интеграции с уроками технологии, географии, окружающего мира, всех естественно-научных дисциплин, хотя легко может быть реализована интеграция и с точными, и с гуманитарными науками.

Подвид лэпбука - это интерактивная тетрадь, в которой за один урок может быть реализован один-два интерактивных элементов, а не целое скопление их, как в лэпбуках.


История лэпбукинга. Слайд 4.

Впервые термин лэпбук появляется в книге Тэмми Дьюби в 2006 году. Тэмми – писательница, а также homeschool mom – мама, реализующая семейное обучение в штате Вирджиния, США. Семейное обучение в США и Европейских странах весьма распространено, и есть целые сообщества мам, которые применяют лэпбуки для воспитания, обучения и развития на дому.

В России яркими лэпбукерами можно считать Татьяну Пироженко (известную как Тавика в сети) – писателя, разработчика карточек для известной компании «Умница», активного блоггера, маму двух детей. Татьяна сама разрабатывает шаблоны лэпбуков и активно их применяет на практике.

Что касается лэпбуков на английском языке, то стоит отметить Анастасию Рыкову, у которой есть своя онлайн школа Super Family English и авторская методика обучения английскому языку.



Стимулы. Слайд 5.

Основные предпосылки для такого эксперимента - это низкая мотивация наших учеников к изучению английского языка, плохое усвоение материала, несмотря на активную работу на уроке, и, как следствие, низкие результаты тестирования.


Прогнозирование. Слайд 6.

Я предположила, что метод лэпбуков может помочь решить данную проблему. Лэпбук – это наглядность, интерактивность и «осязаемость», это развитие мелкой и крупной моторики, возможность групповой исследовательской работы, а, следовательно, лэпбук может повысить мотивацию учения, улучшить усвоение материала и, соответственно, повысить качество знаний.


Индивидуальный лэпбук. Слайд 7.

Классический лэпбук делается каждым ребенком индивидуально. Это его личная папка, которую он самостоятельно делает, сам вклеивает в нее нужные интерактивные элементы и сам же заполняет нужную информацию внутри лэпбука.
Соответственно в классе будет много аналогичных лэпбуков на одну и ту же тему.


Сравнительный анализ. Слайд 8.

Если разобраться в плюсах и минусах такого варианта работы с лэпбуками именно в общеобразовательной школе, то можно увидеть, что плюсов значительно больше, чем минусов.

Лэпбук – это мощный справочный инструмент, совместная проектная деятельность, дифференциация заданий, идеален на всех типах уроков, информативность, интерактивность, наглядность, «хвасталка».

Однако, как выяснилось, для такого использования лэпбука в классе есть несколько сложностей. Это, конечно же трудоемкость (как в создании шаблонов, так и в создании самого лэпбука), времязатратность, а также, как выяснилось, плохо развитая мелкая моторика детей. Тыкать и скользить пальцем по экрану смартфона они умеют, а, вот, ножницами вырезать квадратик у детей получается реально хуже.


Коллективный лэпбук. Слайд 9.

И тогда я для себя нашла интересный вариант элиминации этих минусов. Я опробовала формат коллективного лэпбука.

Что мы имеем при таком формате: один лэпбук на класс, групповая работа, выявление сильных сторон учащихся (группа сама выявляет, кто что умеет делать лучше, и работа идет продуктивнее), командообразование, такой лэпбук не имеет индивидуального оттенка и может быть доступен для применения в других классах. 

Также коллективный лэпбук позволяет экономить силы, время и материалы для распечатки. К тому же возможен формат А4 и А3.

А теперь я покажу примеры тех лэпбуков, которые есть у нас в школе. 




Это единственный лэпбук, который я делала сама (в смысле, клеила сама). Лэпбук называете «Magic E» - «Волшебная буква E». Это полностью авторский макет, который я разработала в Фотошопе, включает настольную игру, позволяет провести отработку чтения ВСЕХ гласных. 

Применение этого лэпбука дает возможность индивидуальной, парной и групповой работы, в него легко добавить новые карточки, и он применим не только для 1-2 класса, но и для дошкольников, которые только обучаются чтению.


4 класс. Слайд 11.

С 4 классом мы опробовали «лайт»-версию лэпбука – интерактивные тетради. Напомню, что в отличие от лэпбука в них меньше элементов и идет отработка обычно нескольких конструкций и ограниченного набора лексики (если говорить про урок английского языка).

Удобство такого формата еще и в том, что все элементы для вырезания располагаются на одном листе А4. В этой разработке присутствует дифференциация заданий (3 уровня сложности), предусмотрена возможность проведения творческой домашней работы (раскрашивание).

И самый главный момент: мы имеем 6 фраз + 6 достопримечательностей + 4 бонуса, и все это может превратиться в 48 предложений! Дети, подсчитав максимальное количество возможных предложений, просто ахнули. Полкласса загорелось суметь записать их. Сами напросились, справились, заработали бонусные пятерки.


5 класс. Слайд 12.

Это был самый первый вариант созданного нами лэпбука. Я опробовала его на 4-6 классах. Это индивидуальный лэпбук с минимум интерактивных элементов для ввода детей в лэпбукинговый формат.

Самым приятным для детей оказалась возможность похвастаться родителям. Потому как отметка в дневнике, конечно же, реальна, но в основном ученики не могут ответить дома на вопрос, что же именно они делали в школе, что нового и интересного изучили. А тут, как говорится, - вещественное доказательство.

Этот лэпбук дает возможность выбора информации для заполнения и является удобной «шпаргалкой» при ответе.


6 класс. Слайд 13.

Страноведческий лэпбук по Великобритании. Конкретно этот лэпбук создавался на уроке обобщения и закрепления знаний, а позже заполненный лэпбук мы использовали с другим классом на уроке знакомства с новой лексикой. Лэпбук с виду простой, но таит в себе различные виды заданий.


9 класс. Слайд 14.

И самый любимый мой лэпбук на данный момент – Космический. Здесь мне захотелось challenge – поставить эксперимент, зайдет ли взрослым детям, старшеклассникам, такой формат, или же лэпбуки все же для маленьких детей.

Так вот, это было феерично! Основной фон сделан детьми, в лэпбуке много интерактивных элементов, он развивает метапредметные УУД (умение выстраивать события в хронологическом порядке, сортировать по критериям, анализировать). 

А сколько творчества проявили ребята! Даже НЛО подрисовали замазкой. И бонусом для них в этом лэпбуке стало применение прогрессивных ИКТ технологий (карточки с QR-кодами).

QR-коды были, конечно, изюминой этого лэпбука. Воспользоваться смартфоном прямо на уроке, чтобы увидеть ту, красоту, которая сокрыта за смешным графичным квадратиком! Если кому интересно, мастер-класс по созданию таких QR-кодовых карточек есть у меня в учительском блоге. Как раз самый свежий пост висит в нем.


Практические выводы. Слайд 15.

И теперь результаты моего эксперимента. Я сравнила показатели за год. Март и октябрь 2017 года и свежий март 2018 года. Что мы видим на графиках?

Мой больной вопрос, что дети не хотят работать на уроке, их мотивация стремится к нулю, разрешился самым лучшим образом! Пассив потихоньку переходил в актив, а количество вовсе не работающих снижалось.

Любопытно (и приятно), что через лэпбуки раскрылись так называемые «средние» ученики-тихони, которые и рот боялись раскрыть на уроке. Именно в тот момент, когда такая тихоня первой вызвалась по лэпбуку рассказать пройденный материал, я поняла, что нашла правильный реальный способ «раскачать» учащихся на изучения английского. 

Английский язык оказался не таким уж страшным для ребенка, а ответ перед классом – не таким пугающим.

Как следствие, качество знаний реально начало расти. Надеюсь, это не предел, и к следующему марту я уже смогу видеть красивые проценты, хотя бы на уровне 70-80%.


Практические выводы. Слайд 16.

Сами дети признаются, что им безумно нравится лэпбукинг. Современные дети очень творческие, но не умеют (и не видят практического смысла) в простом вырезании-аппликации. И уроков технологии для них недостаточно для того, чтобы влюбиться в ручной труд.

Лэпбуки же незаметно затягивают, и вот уже самые слабые лихо орудуют ножницами, вырезая замысловатые интерактивные элементы. Через такое наглядно средство ученикам легче понять и усвоить материал урока, а соответственно и домашние задания не кажутся страшными. Дети реально начали делать упражнения дома, хотя еще год назад это была целая катастрофа у нас. Не выполняли и все тут.


Моя результативность. Слайд 17.

Конечно же очень хочется поделиться такой интересной наработкой с миром, найти единомышленников и лэпбукеров.

Основной мой канал – это учительский блог, который я веду уже много лет. В блоге я публикую фотоотчеты с наших уроков по созданию лэпбуков, скоро опубликую и видеофрагменты работы по лэпбукам.

Фото мастер-классы, а скоро и видео мастер-классы также публикую в блоге. В ближайшем будущем планируется мое выступление на международных онлайн-конференциях в качестве спикера. В июне намечается вебинар по ОГЭ, на котором я буду как представитель экспертной комиссии, и в как лэпбукер-учитель планирую участвовать в онлайн-конференции по CLIL-технологии летом 2018 года.

Также я делюсь своими авторскими шаблонами у себя в учительском блоге и успешно участвую с разработками в различных конкурсах, как интернет, так и реальных. В марте этого года стала призером рамках заочного муниципального конкурса методических разработок уроков "Интегрированные уроки как средство формирования метапредметных навыков обучающихся".


Распространение опыта Слайд 18.

Мое активное участие, конечно, хорошо, но меня больше интересует возможность распространения моего опыта. У меня есть амбициозная идея создать творческое виртуально-реальное сообщество учителей-лэпбукеров. Западный мир давно уже имеет такие площадки среди мам хоумскулеров (те, кто дома сами обучают своих детей). 

В России же такого нет, тем более среди учителей общеобразовательных школ. А это стало бы потрясающе полезной, нужной и продуктивной площадкой, где сотни тысяч учителей смогли бы обмениваться опытом, идеями, делиться наработанными шаблонами, уроками, чтобы наконец найти «ту самую кнопку» у современных детей, замотивировать их на учение.

Ведь лэпбуки применимы для любого предмета и разных типов уроков, под любую тему. Чтобы не казалось создание лэпбуков таким страшным, скажу, что все стандартные шаблоны интерактивных элементов (те самые кармашки, цветочки, раскладушки) уже есть в свободном доступе в мировом пространстве, абсолютно для всех, никакого нарушения авторского права. Можно просто печатать или адаптировать под себя.

Есть даже готовые шаблоны лэпбуков, в т.ч. бесплатные, которые разработали российские или зарубежные активисты. Ну, а если учитель умеет работать в графическом редакторе, то он может создавать свой авторский продукт, авторские лэпбуки.


Литература и ссылки. Слайд 19.

И полезные ссылочки. Особенно рекомендую обратить на ресурсы Анастасии Рыковой и Татьяны Пироженко. У обеих очень много шаблонов, интересных разработок. Блог Тавики – просто кладезь именно практических нужностей для любого педагога. А в своей группе ВКонтакте Анастасия выкладывает множество интересных идей для своих уроков, которые подойдут как английского языка, так и любого другого предмета.

И в завершение, если позволите, я покажу небольшое видео, как ребенок отвечает по лэпбуку. Видео пока никуда не выкладывала, так что это своего рода эксклюзив для вас.

Дорогие коллеги, очень надеюсь, что смогла заинтересовать вас лэпбукинговой темой. Презентацию, ссылки, шаблоны – всем поделюсь, кому будет нужно. Давайте попробуем создать лэпбукинговую группу среди творческих учителей Адыгеи, чтобы потом, лет через пять, на какой-нибудь международной конференции в Эдинбурге мы могли сказать: «А все началось в самом сердце Кавказа, в нашей любимой Адыгее».



Ну, и оффтоп. Напомню,что мы с вами все лето собирам улики английского языка в лэпбук, прокачивая свой английский, получая удовольствие а заодно и участвуя в розыгрыше подарков от меня;) Подробнее про правила проекта. Теперь вы еще и методически подкованы для участия в моем проекте)))

EED Lapbooking - ЛЕТО 2018!

4 комментария:

  1. Наталья, какая интересная работа, впервые встречаю так хорошо теоретически описанную методику работы с лэпбуками! С большим интересом прочитала:)
    Очень польщена, что попала в историю развития лэпбукинга:)
    И очень рада, что вы так активно используете и продвигаете лэпбукинг в своей работе - это хорошее и нужное дело, представляю, как интересно детям на ваших занятиях! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, благодарю! Твои лэпбуки - это целая веха в истории! Ваша команда - супер-творческая:) А Вите - отдельный респект за иллюстрирование лэпбуков:)

      Удалить
  2. И да, с заслуженной наградой вас! От всей души поздравляю!!! Как прекрасно, что есть такие неравнодушные и ищущие учителя, как вы!

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.